Эссе на тему:

Воспитать человека
Для достижения успеха надо ставить цели
несколько выше, чем те, которые в настоящее время могут быть достигнуты.
М. Планк.

Проблема, над которой я работаю в педагогической деятельности - "Создание единого воспитательного пространства в школе и вокруг нее".
Много лет работаю в школе заместителем директора по воспитательной работе, а сформулировать свою педагогическую философию коротко и ясно очень не просто. В основе ее - мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них - личность со своим мировоззрением, миропониманием. И человек, который решил посвятить себя работе с детьми, должен помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления.
Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, помочь найти свою тропу, не тянуть за руку на гору, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо, Но как этого достичь? Педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания учащихся, раскрыть ее духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Вот основные категории в нашей школе, которые являются главными в работе с детьми. "Педагогика общей заботы" доктора педагогических наук, профессор, академика Игоря Петровича Иванова дает в руки педагога мастера "инструменты", с помощью которых все эти категории становятся достижимыми.
"Чтобы открыть перед учениками искорку знаний, педагогу надо впитать в себя море знаний, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний",- эти слова В.А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому нужно искать и находить новые формы работы. Хочется, чтобы последующие работы отличались от предыдущих, а для этого нужно сочувствовать, сопонимать, сотрудничать. Без этих составляющих - педагог - ученик - родитель - невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло разбудить эмоции, душу, ведь "пока душа болит,- мы люди, а не болит, что за душа?" (В.Казанцев).
Нужен совместный поиск, взаимопонимание. И тогда воспитательная работа школы становится процессом творчества педагога и ученика. Моя ведущая идея заключается в том, что если мы хотим человеку добра, надо помогать ему идти по Дороге Успеха. Успех рождает Успех.
Моим большим результатом воспитательной деятельности школы является: воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжит эстафету поколений, управляющего здоровьем, совершенствующим нравственными качествами, стремящимся к познанию, к активному творчеству, с навыками к взрослой жизни.
Использование "Педагогики общей заботы" И.П.Иванова в школе дает возможность наилучшим образом воспитать в детях: нравственные качества и заботливое отношение к окружающим людям и миру как одно из них. Эта педагогика создает условия для творческого развития как обучающихся, так и обучающих, как воспитанников, так и воспитателей, позволяет вовлекать в школьную жизнь и родителей.
Время диктует свои условия развития образования в нашей стране. Девиз воспитательной системы "Школа будущего - это школа воспитания". Это слова известного, сегодня, педагога В. Караковского. Воспитательно-образовательная система школы основана на компетентностном подходе. Каким мы видим своего выпускника? Это компетентная личность, обладающая знаниями, сформированной системой ценностей и способная решать жизненные и профессиональные проблемы. Компетентность рассматриваем, как трехкомпонентную структуру. Наш выпускник не только будет обладать знаниями и способностью их добывать, он станет нравственной личностью с активной гражданской позицией, выстраивающей на этой основе свои поступки, всю свою жизнь. Принципы, которыми я руководствуюсь при этом, могут быть сформулированы следующим образом:
Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.
Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство. Общайся с ним "глаза в глаза"
Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.
Каждый раз, когда приходится говорить о результатах своей работы, всплывают строчки из стихотворения:
… В нем будет мудрость талантливо дерзкая,
Он будет счастье нести на крыле,
Учитель профессия дальнего действия…
"Профессия дальнего действия", профессия учителя дает мне возможность осторожно и бережно прикоснуться к внутреннему миру ребенка. Только доверие, уважение, сотрудничество между педагогом и учеником позволят нам поделиться своим жизненным опытом. Я вижу свое предназначение в том, чтобы помочь ученику осознать его собственную значимость, неповторимость, по-новому посмотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нем. Для этого я должна дать ребятам опору в жизни и убедить их, что судьбу нужно строить всё-таки на фундаменте собственной личности. Воспитание культурного человека, духовно богатого, благородного - вот что для педагога важно. Но этими качествами должен обладать и сам педагог, ведь только воспитав в себе эти качества, мы сумеем передать их своим ученикам".
К ученикам надо относиться, как к своим родным детям. Нужно знать, когда остановить ученика, если он выбирает не правильный путь, знать, когда ему нужна помощь, и никогда ему не надо отказывать. А главное - всегда из этого берешь что-то полезное и делаешь правильный выбор. Я всегда прислушиваюсь к другим мнениям и, стараюсь помогать, тем которым нужна моя помощь.
Действительно, говорить о результатах работы легко и приятно, когда твои уже выросшие дети приходят состоявшимися в этой жизни людьми: среди моих учеников руководители предприятий, врачи, учителя, строители, ученые. У многих не по одному ребенку. Радуюсь за них и горжусь ими.
Я горжусь и ценю свою работу и для меня она, оставляет след в моей жизни. И пусть в нашей жизни светит теплый лучик солнца и пусть удача ей улыбнется!
Я счастлив, я наслаждаюсь мирно
Своим трудом, успехом, славой…

© dariyaiwanowa

Конструктор сайтов - uCoz